Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) - негосударственная организация, проводящая исследования и разработки в области психонетики, прикладной психологии, социальных и гуманитарных технологий, а также подготовку специалистов по направлениям своей деятельности.
Публикации
Методология сценирования
15.10.2007:
1. Директивное управление, проектирование и сценирование.
Исторически техника сценарного управления возникла как рефлексия техники проектного управления.
Кризис аналитичности. История. Переход от проектов к Мегапроектам.
Кризис проектности. Сценирование и проектирование. Оргсценарий.
Сценирование, позволяют работать с любым подлежащим управлению материалом. Будучи рефлективным типом управления, сценирование до известной степени применимо даже к автокаталитическим (рекурсивным) управленческим задачам, например, к проектированию управления проектным пространством.
Как и все рефлективные управленческие техники, сценирование помогает принимать управленческие решения в условиях недостаточности ресурсов, недостаточности информации, нечеткой постановки целей или даже в отсутствии целевой «рамки» управления.
Сценирование, опираясь на вероятностную модель исторического процесса, позволяет работать не только в условиях многовариантного выбора, но и историческом континууме, где число выборов более, чем счетно. Еще более существенным является то обстоятельство, что сценарные механизмы принятия решений применимы в ситуациях, не допускающих рационализацию, и не требуют построения оценочной функции.
2. Понятие сценирования.
Будем называть «сценированием» систему управленческой деятельности, содержащую:
- Онтологию сценирования, то есть сценарную модель;
- Целеполагание (мотивацию) сценирования;
- «Рамки» сценирования;
- Технику сценирования;
- Пространство сценирования, заданное в форме матрицы сценариев;
- Рефлексию сценирования;
- Восстановление рамки проектности.
Назовем «сценарием» элемент пространства сценирования. Упорядоченная совокупность таких элементов образует матрицу сценариев.
Сценарий содержит:
- Описание субъектов сценирования с указанием их «первичного» целеполагания, прослеживаемых основных трендов, исходного ресурсного наполнения.
- Описание хронологических, географических, концептуальных «рамок», наложенных на сценирование.
- Целеполагание сценария;
- Контурное описание сценария (сценарную гипотезу);
- «Машинку», позволяющую учесть влияние субъективных факторов на сценарий;
- «Машинку», позволяющую учесть влияние объективных факторов на сценарий;
- Листинг критических точек (точек ветвления);
- Событийное наполнение сценария.
3. Онтология сценирования.
Два основных подхода к сценированию: исторический и системный. Вероятность истинности. Вероятность реализации.
4. Технология сценирования.
Орты сценирования. Два вида сценарного анализа.
Заметим здесь, что на малых горизонтах прогнозирования, когда «граница невозможности» практически совпадает с «границей неизбежности», оба подхода к сценированию дают одинаковый результат.
- ключевые «игроки», персонифицированные в виде конкретных людей, обладающих властью, мотивом или выраженной позицией;
- перечень ключевых вызовов и противоречий,
7. Алгоритм сценирования (полная форма): описание «рамок» сценирования.
Результатом данного шага является параметризация сценария – выделение показателей развития в рамках данного сценария, погружение сценарного пространства в геореальность, явная «зашивка» в сценарии субъективного фактора.
8. Алгоритм сценирования (полная форма): выделение основных трендов.
Результатом данного шага должно стать формальное описание системы трендов и геопланетарных разрывов, заключенных в эти тренды.
Гипотеза «Джокера». Гомеостатические процессы. Эволюционные процессы Техноценозы.
9. Алгоритм сценирования (полная форма): стратегическая игра как моделирование субъективного фактора.
По завершении данного шага возникает следующий набор продуктов:
- «Скелетный» Базовый сценарий;
- Краткая форма событийного наполнения сценария (ситуационный текст).
12. Алгоритм сценирования (полная форма): создание матрицы сценариев и построение «сценарного дерева».
Речь идет о верификации возможностей, которые могли бы возникнуть в игре, но не возникли, либо же, возникнув, были подавлены. Возможен и другой подход – создание событийной матрицы (выделяются числовые параметры, качественные параметры апроксимируются дискретным набором значений, выстраивается пространство событий, сценарий рассматривается как маршрутизация событий параметрами, синхронизированная внешним временем.
Результатом данного шага является матрица сценариев.
13. Алгоритм сценирования (полная форма): описание механизма межсценарного взаимодействия.
На этом шаге Базовый сценарий соотносится с возможными альтернативами и обретает черты системы с самодействием, способной «распаковываться» и порождать дополнительные смыслы.
Результатом шага является представление о реализуемости Базового сценария в контексте альтернативных сценариев.
15. Алгоритм сценирования (полная форма): описание Базового сценария в терминах рисков. Понятие о хеджировании рисков базового сценария.
Результатом шага является представление «матрицы сценариев» как «матрицы рисков» Базового сценария.
16. Алгоритм сценирования (полная форма): переход от Базового сценария к стратегии: анализ ресурсов.
Последним действием сценирования является возврат в пространство стратегирования, что подразумевает переупаковку пространства ресурсов в рамках, намеченных сценированием. Необходимо четко понимать, что создаваемая на основе полностью проработанного сценария стратегия содержит совершенно иной контекст, нежели результат обычного стратегирования: а именно, в ней содержатся в компактифицированной форме альтернативные сценарии, механизм межсценарного взаимодействия, матрица рисков.
17. Итоговая аналитика процедуры сценирования.
В полученных материалах необходимо выделить следующие элементы:
1. Препозиции. Базовые парадигмальные утверждения, на которых основывается позиция и картина мира авторов. «Мы верим в то, что…»
2. Позиция. Основные утверждения, характеризующие взгляды авторов по теме исследования. «Мы считаем, что…»
3. Суждения. Основные содержательные тезисы. «Будет происходить то-то…»
4. Вариативные высказывания. Раскрытие содержательных тезисов в вариантах развития событий; условные утверждения. «Если – то…». Важно, что объединение версий условных утверждений представляет собой суждение: «Произойдет или то, или это…»
5. Теоремы. Не зависящие от позиции и мнения авторов содержательные выводы, прямо и непосредственно вытекающие из суждений. «На основании наших слов, получается, что…»
6. Рефлексивные петли. Противоречия между суждениями и теоремами. «На основании наших слов получается, что…, но мы говорим…»
18. Средовое прогнозирование.
Под «средой» будем понимать множественное, распределенное, представимое в первом приближении, как неограниченное в пространстве и времени, противопоставленное единичному «объекту», но включающее его в себя и изменяющее его свойства через обмен веществом / энергией / информацией.
Иными словами, «среда» и «объект» – два альтернативных способа описания системы, как совокупности элементов и связывающей их структуры.
19. Система сред и система деятельностей
Имитационное моделирование динамических сред позволяет сценировать процессы развития этих сред. При этом надо иметь в виду, что среды очень инертны. Поэтому предсказание самых незначительных изменений в средах имеет огромное значение: эти «незначительные изменения», как правило, обозначают генерализующие процессы, развивающиеся в событийно-объектном мире.
Система антропосред и их взаимодействие между собой могут быть представлены следующим образом:
Областей деятельности выделяется восемь:
- Познание (производство нового знания);
- Управление;
- Обучение (воспроизводство старого знания);
- Производство;
- Война и иные формы организованного насилия;
- Оценивание (критика) и иные формы деятельности, непосредственно направленные на контроль человеческой жизне- и трудоспособности;
- Эстетическая деятельность, эстетизация среды обитания (в том числе, изготовление украшений и игрушек), «производство иллюзий»;