Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) - негосударственная организация, проводящая исследования и разработки в области психонетики, прикладной психологии, социальных и гуманитарных технологий, а также подготовку специалистов по направлениям своей деятельности.
Технологический пакет понимается, как совокупность технологий, обладающая системными свойствами (подробнее смотри на сайте). Идея технологического пакета «Лингво» была предложена на одном из предыдущих семинаров, как «некий аналог «Виндоуз-95» для естественных языков, технология «языковой очистки решений», практики создания искусственных личностей и личностных оболочек через инсталляцию языковых паттернов (смотри, например, «Пигмалион» Б.Шоу), конструирование специализированных языков (боевой, философский и т.п.) и т.п.». Предполагается связать лингвистику с психологией иными способами и средствами, нежели в модели НЛП, найти способы оптимального описания пространств профессиональной коммуникации («уставы»), исследовать подходы к пратехнологиям «to be human, (intellegent, friendly, cosmopolite)».
2. Проведение рефлексивной Игры нового поколения («знаниевый реактор»).
Предполагается исследовать на практической задаче ТП «Лингво» работоспособность схем реактора, предложенных на предыдущих семинарах.
3. Испытание техник «входа» в рефлексивную Игру и «выхода» из нее.
17 мая 11.00-21.00
Лекция по лингвистике.
Тренинг Розенкранца и Гильденстерна (обсуждение объекта/проблемы в Круге при наличии жестко фиксированных императивных форматов этого обсуждения, тренинг на речевую дисциплину, как основу дисциплины мышления).
Лекция С. Переслегина «Картирование мышления».
Тренинг «Механическое Эго»: (обсуждение объекта/проблемы в различных языковых и мыслительных техниках, заданных фиксированными ролями).
Лекция С.Переслегина «ТП «Лингво»: техзадание на техзадание».
Круговая уточняющая дискуссия по формулированию техзадания.
18 мая 11.00-21.00
Тренинг по входу в Игру.
Игра «Конструирование ТП «Лингво» (такт работы знаниевого реактора).
Фиксация продуктов Игры.
Выход из Игры (не Рефлексия!).
Лекция А.В. Парибка (то, что успели записать)
Лингвистика – эзотерическая область (более эзотерическая, чем математика). Объект лингвистики захватывает бытие целостно. Западная цивилизация разобщает целостность и собирает ее вторично. В знаковой среде происходит подчинение целостности смысл / форма / сущность внешней «машинке».
Исходным у ребенка является устный зык в позиции «ты». Он порождает устный язык в позиции «я», письменный язык, внутренний язык. Во внутренней речи нет подлежащего; понятия «ты», «он», «я» неразличимы (Я – молодец!, Ты – молодец!, Андрей – молодец!).
Язык есть единство субъекта, пространства, времени.
В русском языке с пространством: я – здесь, ты – вот, он – вон (т.е. пространство задается через местоимения)
С.Шилов утверждает, что тип трансценденции задается через степени родства, отраженные в языке.
Три цивилизации (Европа, Китай, Индия) предложили три способа склейки языка с деятельностью.
Имеем три слоя, процессы в которых различны, разобщены и имеют различную «тактовую частоту» (отличается на полтора порядка):
Слой мышления I.
Слой речи II.
Слой деятельности III.
Проблема перехода в общем виде не решается.Легко «сидеть» в том же слое и даже идти дальше, чем перейти в другой слой. К тому же подуманное отменить легко, сказанное – не всегда, сделанное – почти никогда.
Ходить по слоям – специфическая компетенция руководителя. Поскольку проверяющего нет, на эту позицию часто попадают шарлатаны, но лучше они, чем никто.
Любой слой можно сделать смысловой «константой», тогда задача упрощается. Слой-константа – цивилизационный посредник.
Важные замечания: любая теория третьего уровня (то есть, включающая в себя базис, не наблюдаемый непосредственно, но определяющий характер наблюдаемых процессов ) выходит за пределы западной цивилизации и ее способа «склейки» слоев.
Любая многослойная метафора (Кабак был полем брани) выводит на мыслеобразы 4 уровня и указывает на квантмех. Квантмех представлен в языке – и именно многослойными метафорами.
Для варварства остается удержание всех трех слоев за счет того, что деятельность проста. Коммуникация обеспечивается через бытовое говорение, совместное слушание гимнов, общее хозяйство. Огородник с кузнецом могут понимать друг друга через взаимную оценку и уважение. При увеличении расстояния (крестьян – философ) понимания нет, поскольку возникает формула: «Ты занимаешься ерундой». К взаимопониманию приходят на базаре и во время войны.
В Европе, начиная с античной Греции, использована связка слоев I + II: ЛОГОС. Деятельность отдана на аутсорсинг – рабам (андроидам). Действие продумывается и обсуждается, затем формально (алгоритмически) выполняется. Запад разделяет целостность на специализированные деятельности, затем собирает инженерно.
Суждение – кирпич ЛОГОСА. «Если есть проблема, собираемся и обсуждаем».
На уровне ЛОГОСА решение не принимается (нельзя делать! Самое главное – обсудить). Возврат к прагме (главное – делать) трансцендентен.
Риторика – способ ЛОГОСА воздействовать на прагму, «добросовестное манипулирование».
Тенденция логоса – наращивать деятельности, как снежный ком. При этом разрушаются целостности и ломаются люди. В Европе не стало универсальных ученых и универсальных мыслителей именно поэтому.
В Европе – калибровка Шредингера: язык и мышление работают с вещами и их свойствами, с сущностями. Бог – сущность сущностей.
Если «вместо ЛОГОСА черт-те-что» – возникает шизофрения, типично западная болезнь.
Кстати, с появлением психоанализа и марксизма (а, возможно, и ранее) ЛОГОС умер. И все забрызгал… Взбесившееся право – результат смерти ЛОГОСА.
Кэрролл.
Хайдеггер.
«Тормозная западная цивилизация».
В Китае создана связка I + III (нужно с умом и со сметкой, «разумно» выполнять распоряжения начальника, использующего константную, нормативную речь). На уровне речи – разобщены устный и письменный языки, письменной речью владеет тонкий образованный слой, нормативный язык не изменяется, придумывать новые иероглифы запрещено под страхом смертной казни.
Формула: приказ конкретен, исполнитель сознателен (административный протокол «прописан» в структуре цивилизации). Ли – нормировка деятельности на местах
В Китае – калибровка Гейзенберга: язык и мышление работают с ситуациями. Сунь-цзы – типология ситуаций. Дао – закон о переходе ситуаций (ситуация ситуаций). Нет необходимости различать вещи, их свойства и деятельности.
Заметим, что Кениги в Европе могут употребляться только для существительных, в Китае – и для глаголов тоже. Таковы законы языка, находящегося в нормативно константном слое.
У Сталина была китайская логика: кадры решают все.
В Китае вместо шизофрении возникает бандитизм, нарушение человеколюбия (Жень), порядка, уклада: «вместо культуры (вэнь – узор, организатор событий, письменная речь) – черт-те-что».
Япония – не Китай, там – свой тип решения проблемы «трехслойки» – все три слоя удерживаются за счет резкого снижения разнообразия деятельностей (что допустимо в условиях островной жизни). Кстати, есть дворянство (в Китае невозможное в принципе) и буддистская трансценденция (в Китае – рудиментарная мифология).
В Индии работает связка II + III, чистое мышление отдано на аутсорсинг брахманам, которые с помощью ритуалов обслуживают деятельности, воссоздавая целостность вокруг нее. Брахман удерживает рамку целостности, направляя в уме деятельности и исправляя в уме языки. Самые развитые не действуют, отказываются от деятельности.
Санскрит – обискусствленный естественный язык, идеальный язык программирования. У Зиновьева слово западнизм (коннотации к Западу, западу, западне, систематическому процессу – изм и даже, в какой то мере к «заднице»).
В Индии нет риторики. Нельзя говорить слова, когда нужно делать дела.
Важным элементом деятельности может быть аналитическое созерцание (рефлексивная остановка). «Делаем эти мысли своими».
Базовые треугольники: «брахман – мудрец – мандарин» и «феноменология – сущность – ситуация». Очень похоже, что здесь фундамент – не «развитие – равновесие – спонтанность», а «камень – ножницы - бумага».
Три схемы: производство элит, отбор видов деятельности, синтез социальных аспектов.
Комментарий: ТП «Лингво» должен управлять процессом перехода от сущности к ситуации и обратно.
ЛОГОС может возродиться только вместе с ЭЙДОСОМ.
Вопросы – проблемы после лекции:
1. Зачем искать ЛОГОС?
2. Где искать героев?
3. Выживет ли герой?
4. Как развивать лингвистическое чутье?
5. Где связываются три лингвистических уровня?
6. Пространство – это смыслы и люди?
7. Где прагма (праксис)?
8. Как собрать чувство, слово и смысл?
9. Если ЛОГОС умер, что с БРАХМОЙ И ВЭНЬ?
10. ЛОГОС умер – или это только так кажется?
11. Чем мы пользуемся, если ЛОГОС умер?
12. От чего умер ЛОГОС?
13. Как создать следующий слой?
14. Почему профессиональные языки выделяются из среды?
15. Какой из ЛОГОСОВ умер? Что происходит с исламом? Какое там цивилизационное решение?
16. Язык танца?
17. Как убивать (и как пасти) чужие ЛОГОСЫ?
18. Упрощение это ключ к синтезу?
19. Что мы построим вместо ВЭНЬ и БРАХМА?
20. Что мы утащим с похорон ЛОГОСА? Кому эти похороны выгодны?
21. За веру, царя и Отечество – это социософт?
22. Будут ли сокращаемые (при первичном упрощении) деятельности лишними?
23. На скольких (и каких) языках говорят субличности (Петрушки).
2. Придумать группу языковых (речевых) конструкций, провоцирующих рефлексивную остановку (Пример: «Какова же длина Миссисипи?», брошенный стакан, «А вы пишите письма в ООН. Там есть отдел писем…»)).
3. Придумать группу языковых (речевых) конструкций, провоцирующих продолжение мысли (ликвидирующих «зависание»). Пример: «И?..» в исполнении П.Г.Щ.
5. Придумать языковые конструкции «переводящие» реплику / сообщение на уровень, изоморфный квантовой механике, то есть переводящие ее из однозначности в «мерцающую многозначность».
6. Придумать конструкции (языковые, деятельностные…) для резкого привлечения внимания («Фокус!!!», «Смирно!!!»).
7. Придумать конструкции (языковые, деятельностные…) для повышения энергетики.
8. Придумать семантику, наиболее адекватную для описания старости, болезни, пенсионного возраста (для ТП «Социальлный пакет»).
9. Придумать семантику, наиболее адекватную для описания фаз развития и фазовых барьеров.
10. Придумать семантику, наиболее адекватную для описания процессов территориального развития (территориального управления).
11. Семантика ключа-упаковщика. Удачные и неудачные «упаковщики». Насколько можно использовать опыт рекламного бизнеса?
12. Трансляция сообщения через культуру (атомные захоронения через 1000 лет).
Всего в данной схеме 24-32 человека. В эксперименте использовалась формула: 5 + 5х3 + 3 + 2 = 25 человек, что, вероятно, очень близко к оптимальному составу. Для эксперимента 12-14 июня хотелось бы получить формулу: 5 + 5х3 + 5 + 2 = 27 человек, то есть, расширить контур безопасности.
Считая, что число людей в контуре обсуждения должно быть нечетным и никак не больше пяти (опыт Китая), что число людей во вторичном контуре должно быть меньше, чем в первичном, что нужен минимально один сотрудник безопасности на вторичный контур, получаем минимальный реактор: 3 + 3х2 + 1 + 1 = 11 человек (это – минимум, лучше иметь 3 человека в «оболочке» – тогда 12 человек.
Техника работы тактовая.
1 такт: кресла внутренней зоны развернуты внутрь, внутренний контур («зона») обсуждает проблему в метафорическом протоколе, «лепестки», образуя информационно и энергетически незамкнутую систему, поддерживают «Зону» энергетически и ведут обсуждение проблемы в произвольном протоколе («разогрев», создание общего информационного поля, информационная «подпитка» зоны).
2 такт: кресла внутренней зоны развернуты наружу, «лепестки» симметризуются, образуя замкнутые симметричные системы (это важно!), в обсуждении участвуют один человек из «зоны» и весь лепесток (в нашем случае – 3 человека). Обязательна процедура пересадки – сдвига. «Рабочая зона» доносит до «лепестка» суть своего обсуждения (на метафорическом протоколе). Далее идет обсуждение в «лепестке» (желательно, на научном протоколе с четкими ограничениями по административному протоколу, но возможен и метафорический протокол).
3 такт: кресла внутренней зоны вновь разворачиваются внутрь, идет следующий такт генерации. В «лепестках» в это время фиксируются полученные решения.
4 такт: доклады «лепестков». Доклад «зоны». Фиксация результатов рабочего цикла.
В принципе, такты 2 и 3 можно повторять.
Оптимальная длительность тактов остается неясной. Представляется, что энергетику обеспечивают короткие такты (3-5 минут, до 10 минут), а содержательное продвижение в сложных задачах требует длительных тактов 30 минут – час, до 3 часов.
Перед началом работы реактора необходим «нулевой цикл» – «брахмание», мысленная прорисовка физического рабочего пространства реактора.
По окончании работы реактора нужен завершающий цикл на движение, танец, визуализацию пространства.
Рефлексивные комментарии:
Нужен отдельный такт на рисунок и схематизацию
Безопасники образуют «тройку» «сила-разум-чувства», следовательно, их нужно трое, и они должны быть здоровыми.
>2. Содержательные результаты
Первый цикл работы: обсуждались первые три вопроса списка – стоп-техника, рефлексивная остановка, продолжение «зависшей» мысли (И?..-техника).
Решения:
Текстовые: Зачем я вас услышал? – стоп-техника Программа совершила недопустимую операцию и будет закрыта – стоп-техника Спасибо за то, что нажали кнопку самоуничтожения – стоп-техника Мне нужна чистая чашка, давайте пересядем – провоцирует рефлексивный останов
Предметные: Зеркало – стоп-техника для всех, рефлексивный останов для «продвинутых». Мешок или платок (надевается на голову) – стоп-техника Скатертью накрывается «лепесток» или «зона» – рефлексивный останов Ключ, эстафетная палочка – И-техника Волчок (юла, маятник Фуко) – И-техника, техника «внимание»
Тренинги, действия: Двухминутное удаление – стоп-техника и рефлексивный останов Перевод работы реактора в язык танца – И-техника Якорение состояний на предметы + техника переключения состояний Тренинг-классификатор «на типы зависания» Знаниевые сказки для детей Знаниевые колыбельные для взрослых
Интегральные: Ритуальный чемоданчик (предметы, в т.ч. ключ, зеркало, скатерть, мешок, эстафетная палочка, волчок, инструкции) Справочник начинающего когнитивиста Игра «сделай мир» Коробочная игра «Реактор» Семинар «Бизнес-Спринт»: технология совещаний, мультфильм, игра
Второй цикл работы: обсуждение онтологического Устава.
4. Придумать пять элементов когнитивного мира (типа 5 регалий китайского Императора).
1. Не люби себя в искусстве, а искусство в себе.
2. Что ты сделал для Абсолюта? (здесь в косвенных коннотациях пробивается тонкая идея онтологической рекламы).
3. Строительство Вавилонской башни из материалов Заказчика. Спросить Брахмана.
4. Мы уважаем мнение всех, но делаем по-своему.
1. Я создатель инового.
2. Я создаю Будущее.
3. Я хочу быть Пророком.
4. Я хочу познавать и взаимодействовать.
5. Я хочу менять и развивать себя.
6. Я учусь.
7. Все получится, но не для всех.
Лучше быть здоровым, сильным, умным, богатым, свободным и счастливым, чем больным, слабым, глупым, нищим, зависимым и несчастным.
Третий цикл работы (послеобеденный, разгонный): вопросы 4 и 5 списка вопросов – остраннение, квантование.
Результаты работы:.
Остраннение, повышение протокольности:
1. Технология квантования метафорического протокола. Этот протокол разрывается административным образом на несколько жестко ограниченных уровней.
Предлагается: Говорить только пословицами и поговорками Говорить только стихами, хайку, хокку Реплики в форме песен (по Финроду и Саурону) Реплики в форме анекдотов Говорить цитатами Говорить ситуациями (коанами) Не говорить – знаки, рисунки, схемы, иероглифы, пиктограммы, движения.
2. Технология резкого ускорения диалога и повышения энергетики:
Обсуждение – пока горит бенгальский огонь.
Взяться за руки, подпрыгнуть и прокричать «За сбычу мечт!».
Лингвистическсвя формула: «Поддай джазу!».
3. НЛП-технология:
Якорить на протоколы. Затем одновременно задействовать всю «стопку якорей».
4. Деятельностные технологии:
Технология раскрашивания (если бы это было цветом…).
Мифологизация.
Театрализация.
Ритуализация.
Технология смены: Смена одежды, формы, ролей. Смена геометрии («давайте пересядем).
!Нужен список предикатов Протоколов!
Квантование:
Получение многозначности через двойной перевод: Пример сила солому ломит Сила – force – power – энергия – ци Ци важнее сущего
Получение многозначности через триалектические треугольники:
Все действительное разумно, все разумное действительно.