Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) - негосударственная организация, проводящая исследования и разработки в области психонетики, прикладной психологии, социальных и гуманитарных технологий, а также подготовку специалистов по направлениям своей деятельности.
Публикации
К теме «знаниевый реактор» (по результатам Игры 27 января 2007 г.)
07.02.2008:
1. Общие соображения:
1.1. Понятие «архитектура реактора» подразумевает не только функциональные решения из каких функциональных блоков будет состоять реактор), но и пространственные решения: как его работа будет организована в физическом пространстве. То есть, необходимо указать архитектурное решение и решение по организации рабочих мест (последнее совпадает со старой задачей о создании «фазированной решетки»).
1.2. Штабная группа может быть использована, как система управления реактором. При этом, во-первых, штабная группа может рассматриваться, как «точка сборки», во-вторых, как часть «рефлективного зеркала». Кроме того, технология, при которой в каждой рабочей группе работает представитель штабной группы, позволяет реализовывать функцию управления.
1.3. Если есть необходимость собирать несколько рабочих групп в одном помещении, желательно создать «музыкальную завесу», которая будет способствовать акустической изоляции групп (проще говоря, дискуссия в одной группе не будет мешать обсуждению в другой). Вопрос о более тонком, стимулирующем, использовании музыки требует дополнительного решения.
1.4. При работе групп должно быть предусмотрено движение, причем имеется в виду как движение в ролевом или функциональном пространстве, так и чисто физическое перемещение (по «Алисе»: мне нужна чистая чашка, давайте пересядем).
1.5. Возможно включение в штабную группу (или даже в рабочие группы) аудитором Заказчика, осуществляющих обратную связь между реактором и исходной постановкой задачи.
1.6. Использование технологии конкуренции «чистых» стилей мышления выглядит оправданным. Интересно, что научное мышление (по крайней мере, в одной или двух формах), и, равным образом, диалектическое, воспроизводится группой легко. Очень большие трудности с триалектическим (это не удивительно и не устранимо – соответствующий стиль мышления только создается) и с обыденным мышлением. Вывод: нужны специальные тренинги по обыденному мышлению.
1.7. Представляет интерес задача на «перевод» между стилями мышлениями (транслектика).
2. Доклады групп (то, что удалось расшифровать или вспомнить: уточнения и добавления приветствуются!).
1 такт
2.1. Группа 2 (научное мышление)
Группа целиком использовала метод аналогий, то есть, попыталась построить знаниевый аналог обычного ядерного реактора. Ввела понятие СВЭЛа (смысловыделяющего элемента). Ввела понятие «трансформатора» («упаковщика»), меняющего уровень протокольности общения. Указала на необходимость обратной связи по задаче (иначе креативная группа – СВЭЛ – будет «креативить» в отрыве от реальности).
Таким образом, Реактор = СВЭЛ + замедлитель + охладитель + управление + обратная связь.
Управление может быть выстроено через позицию критика.
Отбор людей для работы в СВЭЛе можно организовывать по соционическому признаку (это предположение, в дальнейшем, было отклонено).
Поставлен вопрос об охладителе и охладителе-обогатителе (повышение «энергии» охладителя, где под «энергией» понимается сложная комбинация коммуникативной, знаниевой и деятельной активности. В первом приближении можно отождествить «энергию» с пассионарностью по Л.Гумилеву, но тогда нужно выстроить модель непрерывной пассионарности – у Гумилева уровни дискретные).
Была предложена схема, где в качестве «охладителя» используются дети-подростки.
Подробно обсуждалась идея трансформатора: чем ближе к Заказчику, тем ниже протокол общения, чем ближе к СВЭЛу – тем выше. Нужна технология управления протокольностью в зоне работы реактора (собственно, схема трансформатора).
2.2. Группа 3 (диалектическое мышление)
Использовали ту же схему + парогенератор.
Группа поставила принципиальный вопрос: возможна ли стандартизация мышления?
Если ответ отрицательный, возникает противоречие: нужно получить стандартизированный результат для Заказчика при нестабильном и нестандартизированном рабочем процессе в знаниевом реакторе. Эта проблема может быть решена в блоке парогенератора. Везде нужны петли обратной связи – стабилизаторы.
Комментарий С.П.: в сущности, введение логики протокольности и выделение типов мышления – лектик – элемент определенной стандартизации.
Группа рассмотрела следующие противоречия:
- Противоречие Заказчика: между тем, что хотим получить, и тем, что получается в реальности.
- Рабочее (базовое) противоречие: между старой и новой онтологией.
Следствие: Заказчик должен быть включен в работу реактора (в СВЭЛ ???), и должен менять свою онтологию в процессе работы.
Следствие: сложность и эффективность системы ограничена количеством Протоколов. Нужен протокол 6-го уровня (выше метафорического) для СВЭЛов.
2.3. Группа 1 (обыденное мышление)
Основной шаг этой группы – ввела ролевые функции в реакторе (в СВЭЛе): танк, вор, бард, маг, хилер. Цепочка обратной связи замыкается через мага.
- Вор – способен выходить за «рамки», обеспечивая дрейф мышления.
- Бард – способен к коммуникации с любыми элементами группы и с окружением группы (может выступать транформатором, транслектиком)
- Маг – способен к управлению группой и к созданию «суда» (кванта мыследеятельности). Кроме того, маг обеспечивает «рамки» (хотя бы, «рамку» Заказчика) и играет роль рефлексивного элемента).
- Хилер – обеспечивает устойчивость работы группы, страхует от перегрева (работает охладителем, преобразователем энергии, регулятором)
В функциональной логике схема выглядит следующим образом:
Комментарий С.П.: По-моему, схему, предложенную группой, точнее изобразить следующим образом:
2.4. Группа 4. Триалектическое мышление
Использовали аналогию «корабля». В «трюме» находится группа «людей под давлением». На них эмоционально давят сверху, сверху же и контролируют.
Практически, была предложена модель государства (мы выстроим маленькое виртуальное государство «под Заказчика»). Это, конечно, не реактор, но схема достаточно эффективная – собственно, ничего эффективнее государства еще никто ничего не придумал.
А, вот, если Заказчик сам будет находится в трюме, онтология поплывет – у него, во всяком случае – и возникнут ядерные процессы.
2.5. Штабная группа подготовила следующие вопросы:
- Определение реактора
- Сырье, загрузка сырья
- Обогащение
- Катализатор начала реакции
- Управление
- Безопасность
- Продукт, область применения
- Захоронение
2 такт
2.6. Группа СВЭЛы
Разрушение онтологии происходит на уровне Бертрана-Рассела: «Я есть…». Работая в схеме: среда – поведение – способности – убеждения – кто я? (онтология) на уровне «кто я?» мы разрушает онтологию. При этом – условие самоподдерживающейся реакции: «энергии» должно выделяться больше, чем затрачено на разрушение онтологии; образовавшаяся «онтология с острыми краями» должна обладать способностью разрушать чужие онтологии – пассионарный взрыв.
Гипотеза: пассионарные взрывы (в том числе, произошедший в Германии в 1930-е годы), – результат работы реактора.
В СВЭЛе должны работать три типа людей: «специалисты», «рефлексивные элементы», «служебные элементы».
Число людей в СВЭЛе – от 1 до 8, СВЭЛы нужно собирать с СВСы, но между ними не должно быть выстроено иной коммуникации, кроме как через систему управления.
Гипотезы по идеальному численному составу СВЭЛов:
- С.П.: «пятерка» (китайский опыт построения армии – система пятерок, кроме того, «5» – минимальная нечетная группа, включающая «тройку»).
- Группа: «семерка» – по опыту организаций групп восточных единоборств, «восьмерка» – по логике буддизма («восьмиричный путь).
Три пути создания СВЭЛов:
- Использование «самородков» (природных СВЭЛов);
- Обогащение (разогрев высококреативных людей в уже действующем реакторе);
- Производство (использование для создания СВЭЛа внешнего давления и группы специалистов, владеющих соответствующими техниками).
Комментарии со стороны штабной группы:
- Есть описание реактора, нет способа увидеть реактор;
- Какова «критическая масса», то есть, какой процент СВЭЛов должен начать генерировать, чтобы «крышу» снесло у всех остальных? (ответ группы – около 25%);
- Каковы критерии квалификации у специалистов»?
- Чем снимаем информацию и как?
- Каков жизненный цикл (что происходит с людьми после работы реактора)?
- Каковы ограничения на активную зону?
- Какова пространственная привязка (территория)?
- Разрушается ли идентичность в процессе работы СВЭЛа?
Гипотеза: при взрыве реактора гарантированно получим «иное».
Комментарий со стороны Заказчика: описание СВЭЛов и СВСов в целом одобрено.
2.7. Группа «Парогенератор – охладитель»
Функции: принять и утилизовать энергию, убрать излишки, скомпенсировать колебания, передать на турбину.
Комментарий С.П.: в качестве турбины может выступать классический Think Tank или даже НИИ/КБ/Бизнес.
Группа состоит из двух-трех человек постоянного состава (от них требуется устойчивость психики) и переменного состава, которые используются в качестве охладителя.
Функции парогенератора и охладителя можно совместить в одной группе.
Трансформатор есть человек или группа людей, трансформирующих смыслы (форматирующих, компактифицирующих, распаковывающих, транслирующих на иные понятийные языки) через изменение протокольности общения.
Трансформатор также возвращает в активную зону разрушенные онтологии.
Группа обратила внимание на то, что от прямой аналогии с реактором нужно отказываться: система СВЭЛа является динамической: нет четкой границы между рабочей зоной, охладителем, трансформатором, парогенератором.
Продуктом работы может быть все, что угодно (проект, схема, текст, история, онтология…). Следует выделять четыре группы продуктов:
- Для данного Заказчика
- Для других Заказчиков
- Для Организации (владельца бренда реактора)
- Для участников
Комментарий штабной группы:
Давайте договоримся: есть активная зона, все, что идет после нее – трансформатор. Нужно свести воедино СВЭЛ, охладитель и транформатор. По-прежнему не описан продукт, нет схемы управления, нет критерия перегрева элемента внутри СВЭЛа.
2.9. Группа «Пространство»
Необходимо организовать три пространства: рабочее пространство, пространство отдыха, пространство творчества.
Режим работы – многозадачный.
Возможные схемы организации пространства:
- Монастырь
- Бассейн, круговая секториальная система
Несколько секториальных схем могут быть соединены в различные конфигурации (СВСы):
Здесь каждый кружок обозначает секториальную схему, изображенную ниже:
Группой предложено следующее объединение схем в ТВС («Лесенка»):
Версия схемы (сота):
Маги в каждой из рабочих групп образуют штабную группу. В ее центре – Аудитор Заказчика.
Возможно, следует отождествить роли с лектиками мышления, например:
- «Танки» – научная лектика
- «Маг» – триалектическая
- «Вор» – обыденная
- «Хилер» – диалектическая
- «Бард» – транслектика
Театральная аналогия: фойе, сцена, зал, кулисы.
В этом случае на сцене располагаются один или несколько ТВСов, в зале – охладитель (схема целиком погружена в охладитель), фойе – зона отдыха, за кулисами располагается Заказчик и основной трансформатор. Между залом, фойе и сценой происходит обмен людьми.
3. Основные нерешенные проблемы:
- Тестовые задачи для первого испытания реактора.
- Использование реактора, продуктовый ряд, экономика реактора.
- Авторское право: кому принадлежит копирайт на результаты работы реактора?
- Вопросы безопасности, побочные результаты работы реактора?
Комментарий С.П.: элементы СВЭЛов после окончания работы находятся в состоянии с высокой «энергией». Это делает их открытытми, что может привести как к неожиданным заболеваниям, так и к разрядке «энергии» через скандал или истерику. Обязательно нужен способ утилизации этой «энергии» или, хотя бы, ее безвредного погашения.
4. Термины, функциональные блоки
СВЭЛ – смыслогенерирующий элемент. «Семерка», с распределенными ролями, распределенной протокольностью, распределенными функциями. После каждого такта работы происходит сдвиг на один сектор (участники пересаживаются). После шести тактов перемещаются сектора (вор становится танком и т.д.)
СВС – смысловыделяющая сборка, «сота» или «лесенка» – шесть СВЭЛов + маг штабной группы + Аудитор Заказчика, анализирующий решение. Всего в обеих основных схемах 44 человека.
После шести тактов перемещаются сектора (вор становится танком и т.д.).
Активная зона: зона генерации смыслов (СВСы).
Охладитель (он же стабилизатор): зона утилизации излишней «энергии». Она же – зона обогащения.
Парогенератор: зона текстообразования (отекстовки, форматирования). Форма утилизации «энергии» в практически полезную деятельность. Находится непосредственно в СВЭЛах.
Турбина: рабочая нагрузка реактора, в роли которой может выступить любой институт, способный утилизировать информацию (фабрика мысли, издательство, бизнес-структура, НИИ/КБ).
Трансформатор: человек, владеющий несколькими Протоколами общения и способный «переводить» текст с одного Протокола на другой.
(Пример: из текстов современной КНР:
Поскольку Конфуций говорил о роли красоты в обыденном восприятии действительности, что отмечено в тексте…, то необходимо приложить все меры к развитию речного транспорта).
Транслектик: человек, владеющий несколькими типами мышления и способный переводить текст из одного типа мышления в другой.
Рефлективное зеркало: система, способная обеспечить глубокую рефлексию в активной зоне (с разрушением идентичностей).
Также, система, способная создавать Иное из Нового.
Также, система, способная аккумулировать долговоременные последствия работы реактора (утилизировать отложенное смыслообразование).
Система управления: механизмы обратной связи, позволяющие регулировать потоки «энергии», а также согласовывать деятельность реактора с интересами Заказчика.
Система безопасности: механизмы, обеспечивающие устойчивость работы реактора (отсутствие «взрывов» с разрушением личности, управление проявлениями биадного эффекта и т.п.), а также – вывод активной зоны из измененного состояния сознания по окончании работы реактора.
Сцена – форма пространственной организации активной зоны реактора.
Зал – форма пространственной организации зоны охлаждения.
Фойе – форма пространственной организации системы безопасности реактора.
Кулисы – форма пространственной организации парогенераторной и трансформаторной схемы реактора.