Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) - негосударственная организация, проводящая исследования и разработки в области психонетики, прикладной психологии, социальных и гуманитарных технологий, а также подготовку специалистов по направлениям своей деятельности.
Публикации
Тело, речь и ум
25.08.2006:
Интервью с Александром Вороновым "Тело, речь и ум" дано специально для Питерской Рассылки Славянского ДZENа (выпуск 8) перед семинаром, посвященным деконцентрации внимания (ДКВ), который состоялся 15-18 июня в Санкт-Петербурге.
В этом выпуске рассылки мы продолжаем знакомить вас с ведущими семинара, посвященного деконцентрации внимания (ДКВ), который состоится 15-18 июня в Санкт-Петербурге. Сегодня наш собеседник Александр Воронов.
Расскажите об идее ДКВ и условиях ее возникновения?
Идея Деконцентрации, как особого, рабочего состояния сознания возникла, когда Олег Бахтияров работал в «горячих точках». Наблюдая за поведением добровольцев в экстремальных условиях, он заметил что, некоторые добровольцы быстро адаптируются к экстремальной ситуации, в которой они оказались и адекватно реагируют на возникновение опасности. Олег попытался понять, в какое состояние сознания они входят, и оказалось, что они не живут в постоянном напряжении, а наоборот, расслабляются, расфокусируются. В результате они как бы начинают непосредственно чувствовать, то, что происходит вокруг них.
Отсюда возник подход, который позволяет при помощи простой и понятной техники, достичь состояния, когда мы непосредственно воспринимаем, то, что происходит вокруг нас. Это полезно, потому что мы становимся более адекватными. Например, если мы судим о человеке, с которым мы общаемся, не на основании тех слов, которые он произносит, а нам понятно его состояние и мы в своем общении опираемся на это понимание, то мы более адекватны и результативны.
Можно сказать что добровольцы, попадающие в экстремальные ситуации, при расфокусировке внимания начинали действовать более эффективно, нежели те, кто концентрировался, например, на страхе?
Да, и при этом группа при недостатке технических средств связи, могла действовать синхронно, как одно целое. Наблюдение за взаимодействием в такой группе помогло создать некую теорию и предложить ряд упражнений, которые позволяют такое состояние освоить. Оказалось, что состояние это достигается достаточно легко, можно познакомить с этим состоянием любого человека. В основе такого подхода лежит понимание того, что наше сознание может непосредственно, не опираясь на работу органов чувств воспринимать то, что происходит вокруг нас.
Это переживание близко к тому что называется состоянием созерцания в различных восточных традициях. Можно сказать, что состояние созерцания, это некая распределенная медитация, которая направлена на осознание всего происходящего вокруг. Вот кратко суть того, с чем люди могут познакомиться на предстоящем семинаре. А дальше если человеку интересно он может сделать это состояние устойчивым, перевести его в фон, который позволяет использовать такое распределенное внимание не только в рамках семинара, но и в повседневной жизни.
Не помешает ли знание что это такое, для тех, кто знаком уже с медитацией и созерцанием, тем, кто уже имеет представление, что такое медитация, что такое созерцание?
Лучше конечно избегать известных терминов, которые людьми могут пониматься по-разному, лучше стараться объяснить суть того состояния, которое возникает здесь. Поэтому на семинаре используются специальные термины, обозначающие очень конкретные состояния сознания.
Т.е. те, кто прейдет без багажа знаний и представлений о том, что будет на семинаре, окажутся в предпочтительном положении?
Да, возможно, они будут в более выгодном положении.
Сколько вы уже знакомы с Олегом Бахтияровым, как и при каких обстоятельствах, вы познакомились?
Знакомы мы уже лет 20. Мы познакомились, на семинаре Олега по ДКВ.
Ваше знакомство привело к некой совместной практике. Как вы пришли к тому, что вы делаете сейчас? Насколько я понимаю, вы делаете одни и те же вещи, только подходы разные?
Интересуясь необычными состояниями сознания, я старался найти в них единую основу, некое единое рациональное зерно. И для меня такой теорией, объясняющей основные методы работы с сознанием в разных традициях, оказалась теория ДКВ Олега Бахтиярова, в сочетании с его идеями по психонетике. Потом лет через 15 после нашего знакомства мы опять встретились, поделились своим опытом, и сейчас мы работаем вместе.
Открытие института в Питере это совместный проект?
Да, я участвую в этом проекте, как инструктор по освоению различных психотехник.
Мне известно, что ваш путь до последней встречи с Олегом Бахтияровым лежал через Восток.
В основном через Восток, хотя я старался познакомиться со всем, что было мне доступно.
Какие традиции востока вы изучали буддийские, индуистские?
В большей степени буддийские. Реально знаком с тибетским буддизмом.
Практики в буддийских монастырях пересекаются с ДКВ?
Набор психотехнических методик примерно одинаков в самых разных духовных традициях. Они различаются лишь своей культурологической и религиозной основой, но набор психотехник примерно один.
Ваше мнение, насколько важна религиозная основа в этих практиках?
Религия создает правильную основу для таких занятий. Иначе занимающийся начинает гордиться своими результатами и, пользуясь своими способностями эксплуатировать других людей. Если мы рассматриваем суть тех изменений, которые происходят с человеком в различных религиозных традициях, то результат становится, очень близок. Если мы рассмотрим достижения буддийских монахов или православных святых, постараемся понять традицию суфизма, то окажется что во многом, те высокие состояния сознания, духа которые там достигаются, очень близки между собой.
Если человек не принадлежит, к никакой конфесии, и его сознание свободно от какой либо обусловленности, может быть он более открыт и воспринимает этот мир таким, какой он есть?
К сожалению, в большинстве случаев это иллюзия, потому что человек обусловлен своей сформированной внешней социальной средой, личностью. Своими представлениями, комплексами которые были в него внедрены. Уйти с этого уровня, занимаясь самостоятельно, очень сложно.
С точки зрения теории ДКВ, наше сознание распределено, отсюда следует, что если мы с вами общаемся сейчас и то мы находимся в неком едином коллективном состоянии сознания, которое является фоном нашей беседы. Если у нас возникает такое общее состояние сознания, тогда возникает ощущение взаимопонимания. Если этого не происходит, мы чувствуем, что взаимопонимания не достигается.
Если большое количество разных людей практикует в рамках одной традиции, создается некий устойчивый эгрегор. И когда мы знакомимся, с какими то ни было традициями, у нас появляется возможность прикоснуться, познакомится с этим эгрегором. Опыт, накопленный до нас, становится нам доступным. Чем больше мы погружаемся во все сопутствующие детали, тем больше шансов соприкоснуться с духовным опытом данной традиции.
Техники по ДКВ позволяют выйти за рамки обусловленности?
Да они позволяют. Наши личностные характеристики запускаются механизмом эмоциональной оценки происходящих событий. В процессе общения я могу воспринять вас негативно, как угрозу своему статусу или физическому состоянию, или позитивно, как сексуальный объект или как пищу в широком смысле этого слова. У меня возникает эмоциональное отношение к вам, и на основании эмоционального отношения и моего опыта в подобной ситуации, запускаются определенные программы действия, из которых мое поведение складывается. Если мы выключаем этот механизм, каким то образом, то у нас появляется возможность наблюдать происходящее явление с другой позиции более объективно. Самый простой прием позволяющий выключить эмоциональную оценку это остановка взгляда. Если прекращается сканирование окружающей среды, то прекращается процесс запуска того или иного сценария поведения. Тогда возникает более глубокое понимание человека безотносительно ко мне.
На этом мы остановимся подробнее на практических занятия предстоящего семинара. Вы знакомы с Денисом Зикеевым, как давно?
Года четыре назад Денис проходил у меня семинар по ДКВ в Киеве.
Хотелось бы услышать ваше мнение о предстоящем семинаре, о том тройном подходе, который предполагается.
Я вижу естественное разделение наших подходов на «тело, речь и ум», как это принято в буддизме, когда любой процесс рассматривается с этих трех позиций. Олег склонен предлагать упражнения на уровне ума, для меня ближе техники связанные с изменение энергетического состояния, а Денис обладает большим опытом в работе с телом. Каждый из этих подходов направлен на одно и тоже, на снятие ограничений и обусловленности на уровне физического тела, эмоций или на уровне ума.
Если кто-то из этой тройки по объективным причинам не доедет в Питер на семинар, не поменяется ли программа?