Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) - негосударственная организация, проводящая исследования и разработки в области психонетики, прикладной психологии, социальных и гуманитарных технологий, а также подготовку специалистов по направлениям своей деятельности.
Основные сведения
Перспективные исследования и разработки
Психонетика
Психонетика (термин введен Татеиси Кадзумо в 1970 году) - совокупность психотехнологий, построенных на единой методологической основе и направленных на решение конструктивно поставленных задач с использованием особых, присущих только психике, свойств.
Психонетика настаивает на необходимости целенаправленного использования в современных технологических разработках не только рафинированных форм мышления, но и иных психических функций. Благодаря этому появляется возможность решения ряда проблем, которые ранее признавались принципиально неразрешимыми.
Технологические принципы психонетики таковы: процедура волевой развертки смыслов в любых психических модальных и знаковых средах; формирование языков, соответствующих поставленной задаче или намерению совершить те или иные действия на основе этой процедуры; выявление форм организации сознания, соответствующих разрабатываемым технологическим процедурам.
Психонетические технологии включают в себя базовые психотехники: - деконцентрация внимания (опыт разрушения любых сложившихся форм организации сознания, наблюдение за вниманием - обострение рефлексии, фоновые переживания - подготовка к выявлению слабых и скрытых параметров внешней и внутренней среды, "растворение" форм организации сознания в фоне - переход к медитативным состояниям, работа с фоновыми восприятиями как с "материей", в которой развертываются смыслы); - свертка чувственных форм до переживания чистых смыслов (эйдосов) и развертка этих смыслов в различных средах (провокация переживаний чистых смыслов, выделение волевого намерения, развертка волевых импульсов в чувственно проявленные формы, целенаправленное использование синестетических механизмов, формирование заданных состояний); - управление эйдетическими образами, обеспечивающее непрерывный характер процедур свертки и развертки смыслов; - развитие эмпатии (формирование "общих" областей сознания в группе, идентификация смысловых полей членов группы и идентичные результаты развертки волевых импульсов).
Психонетика: деконцентративные психотехники
Техника деконцентрации внимания была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для подготовки и реабилитации операторского контингента в основном использовались различные формы аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе деятельности и потому потребовались новые методические подходы.
Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий.
Базовым приемом деконцентрации является целенаправленное равномерное распределение внимания по всему полю восприятия, как зрительного, так и слухового или контактного.
Деконцентрация, помимо своего начального предназначения, используется при построении визуальных психонетических языков, для формировании навыков интуитивно-целостного восприятия окружающей среды, для выявления слабых и скрытых стимулов различной природы и для облегченного перехода к медитативным состояниям.
Такие психотехники позволяют разрушать сложившиеся стереотипы поведения, мышления и принятия решений, управлять своим психофизиологическим состоянием в широком диапазоне, прерывать нежелательные функциональные состояния, формировать навыки выявления слабых и скрытых сигналов.
В настоящее время техника деконцентрации внимания используется в семинарах различной направленности. Подробно эта техника рассматривается в работе Олега Бахтиярова "Деконцентрация".
Психонетика: визуальные психонетические языки
Формирование психонетических языков и сообщества их носителей является приоритетной задачей ИАСП. Суть проблемы заключается в следующем.
Существуют два способа кодирования и передачи информации: - естественный и формализованные языки: установление соответствий между содержаниями сообщения и условными (введенными по соглашению) знаками, введение правил оперирования со знаками, построение на этой основе текстов - линейных цепочек, составленных из дискретных и тождественных себе знаков, обучение группы людей правилам построения текстов, передача содержания при помощи текстов; - свертывание содержания в компактные образные формы, понятные оператору, осуществившему этот процесс, но, как правило, не подлежащие дешифровке со стороны других лиц в силу отсутствия правил построения таких компактных образов и составленных из них "текстов".
В первом случае мы имеем дело с разнообразными языками, позволяющими описывать самые разные объекты и операции, которые с ними необходимо произвести. Однако линейно-дискретное строение языка превращает его в своего рода фильтр, отсеивающий содержания, не соответствующие его структуре. Так, в линейно-дискретном языке невозможно адекватно описать целостные объекты, описать объекты со скрытыми признаками (т.е., признаками, которые не могут быть зафиксированы в качестве отдельных, вычлененных из целого, характеристик) способом, допускающим передачу информации и ее расшифровку принимающей инстанцией с выделением этих признаков.
Во втором случае мы сталкиваемся со спонтанными феноменами, более распространенными в художественной, нежели научно-технической деятельности. Эти феномены основаны на хорошо изученных механизмах синестезии и разворачивания глубинных семантических инвариантов. Однако эти феномены не образуют связной системы кодирования информации, которой можно было бы обучить ту или иную группу людей.
Вместе с тем, построение такого "языка", основой которого были бы не процедуры условного обозначения дискретными знаками определенных содержаний, а процедуры сворачивания сложных восприятий и текстовой информации в компактные визуальные образы, представляется весьма перспективным.
В случае построения такого "языка" (будем в дальнейшем называть его "психонетическим") появляются возможности: - сворачивать в компактные формы, передавать и расшифровывать большие объемы информации, существенно превышающие психофизиологические возможности человека; - передавать сложные навыки (владение языками, управление сложными техническими объектами и т.д.) без специального сложного обучения и в сроки, соизмеримые со сроками прочтения текста инструкции (механизм овладения навыком при этом совпадает с механизмом декодирования сообщения, где его содержанием становится сам навык как таковой); - различать объекты внешне идентичные, но все же отличающиеся скрытыми признаками; - выявлять в целостных объектах ключевые точки управления их поведением.
Основой психонетических языков является использование визуальных образов, их фиксация и соотнесение их с теми или иными смыслами и реальными объектами.
Психонетика: объемное сознание
Под объемным сознанием понимается особое состояние сознания, позволяющее переживать несовместимые организованности сознания как одновременно сосуществующие: расширение актуального настоящего на длительные промежутки времени, рациональные и интуитивные оценки, низкодифференцированные начальные стадии развития и более поздние, высокодифференцированные и т.д.
Формирование объемного сознания предполагает использование специальных психотехник, вносящих дополнительные измерения в обычное сознание.
Концепция подготовки универсального специалиста
Постановка задачи подготовки "универсального специалиста" на первый взгляд кажется парадоксальной. Универсальность и специализация обычно рассматриваются как противоположности. Ситуация меняется, если мы представим "универсального специалиста" как профессионала, способного легко и быстро переходить из одной предметной области в другую, осваивая последнюю в радикально сокращенные сроки.
Основой подготовки такого "универсального специалиста" является овладение психонетическим языком, обеспечивающим адекватное отражение любого языка, предназначенного для описания той или иной предметной области, и обратный процесс развертки знаков психонетического языка в соответствующих предметных языковых средах.
Обучаясь технике оперирования чистыми смыслами и их развертывания в различных знаковых средах будущий универсальный специалист приобретает способность быстрого освоения новых языковых средств.
Концепция и ее приложения находятся в стадии разработки и обсуждаются в клубе ИАСП.
Альтернативные технологические миры (АТМ)
Существующие технологические миры основаны на фундаментальном машинном принципе "сборки-разборки", построения из отдельных кирпичиков технических конструкций (физических и информационных). Успешное развитие таких технологических миров неразрывно связано с деградацией природной среды и человека.
ИАСП изучает возможность построения иных технологических миров, в частности организмических технологий "выращивания" и технологий прямого развертывания волевых намерений в окружающей среде.
В этом контексте психонетика рассматривается как первый шаг на пути построения мира организмических технологий. Организмические и волевые технологии являются альтернативными существующему миру машинных технологий. В перспективе они позволят расширять область управления природными и социальными процессами без их деградации. Проблематика АТМ рассматривается в клубе ИАСП.