Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) - негосударственная организация, проводящая исследования и разработки в области психонетики, прикладной психологии, социальных и гуманитарных технологий, а также подготовку специалистов по направлениям своей деятельности.
Основные сведения
"Триада"
Психотехническая система "Триада" исходит из наличия трех типов психотехнической работы:
- преобразований одних содержаний сознания в другие (наиболее распространенные психотехники);
- растворения содержаний сознания в чистом сознании;
- пробуждение воли и развертывание волевых намерений.
Триада - не идеология, а технология. Триада строит свою модель организации человеческого сознания. Мы выделяем сознание как таковое, рассматривая его как поле непроявленных смыслов1, его организованности (модификации сознания, содержания сознания, смутности, вритти), созданные из "субстанции сознания" и волю - ничем не обусловленную целенаправленную активность. Соответственно все психотехники делятся на "красные" техники - техники преобразования одних организованностей (смутностей) сознания в другие, техники "растворения" организованностей сознания (устранения смутностей, прекращение развертывания организованностей сознания) - "белые" техники и техники пробуждения воли и развертывания волевого намерения (волевого импульса) - "черные" техники.
Современные психотехники как правило относятся к "красным". Йога и различные буддийские практики - к "белым". "Черные" психотехники редки. Их присутствие обнаруживается у Гурджиева и Кастанеды. "Черные" психотехники, разработанные в сети УЭР-ИАСП, являются основой психонетической работы - работы с разверткой и сверткой волевых импульсов.
Работа начинается с имитации действия воли, овладения техникой развертывания волевого намерения и, наконец, реального пробуждение воли как центра нашего "Я". Развертывание волевого намерения является базовым психотехническим процессом. Однако встает вопрос - "что развертывается? какова его природа?". И мы отвечаем - развертываются непроявленные смыслы, "семена санскар". Эта формулировка и порождает первичные психотехнические приемы: чтобы пробудить волевой процесс нужно научиться осознавать непроявленные смыслы, смыслы в чистом виде.
Смыслы нам обычно даны в виде тех или иных проявленных форм - образов, восприятий, слов, картин, музыкальных фраз. Обусловленность возникает на этом уровне. Чистые смыслы не обусловлены друг другом и потому появляется шанс осознания свободы нашей воли при переживании чистых смыслов. Волевой импульс, волевое намерение и есть активизированный смысл. Смысл есть стабилизированное волевое намерение. Овладев базовым процессом мы можем перейти к "белым" техникам.
Второй шаг - овладение техниками успокоения сознания, растворения всех его проявленных структур, переживания чистого сознания (сознания как такового).
Третий шаг - преобразование одних проявленных структур сознания в другие. Обычно психотехническая работа начинается с этого уровня. Однако если уже до этого проведена "черная" и "белая" работа, то "красная" работа приобретает другую направленность - понимание жизненных процессов и подчинение их активизированной воле.
1 Подобные утверждения нуждаются не в доказательствах (таковые невозможны в отношении граничных утверждений, апеллирующих к тем реалиям, которые являются предусловием доказательных рассуждений), а пояснениях. Пояснений сделано и до нас достаточно много, поэтому лучше всего обратиться к текстам, которые эти пояснения дают - В.В.Налимов: Спонтанность сознания; Вероятностная модель языка; Непрерывность против дискретности в языке и мышлении; В поисках иных смыслов. , Агафонов: Человек как смысловая модель мира.